Найдена экзопланета с рекордно большой орбитой

PlfejZCAUFU1

Ученые из Гарвард-Смитсоновскго центра астрофизики нашли в данных телескопа «Кеплер» сигнал от экзопланеты с рекордно большой орбитой. Описание открытия опубликовано в The Astrophysical Journal, кратко о нем пишет  в блоге один из авторов, Девид Киппинг.

Новая экзопланета, Kepler-421b, представляет собой холодный газовый гигант, по диаметру и эксцентриситету (вытянутости) орбиты напоминающий Уран. Год на Kepler-421b продолжается 704 земных дня, что несколько меньше, чем год на Марсе (780 дней). Тем не менее, это значение — рекордное для всех экзопланет, число которых на данный момент приближается к двум тысячам штук. Зная характеристики звезды, диаметр орбиты, и приняв альбедо (отражательную способность) экзопланеты равным альбедо Урана, ученые вычислили, что температура на поверхности Kepler-421b составляет около -90 градусов Цельсия.

Наиболее интересной особенность экзопланеты является тот факт, что она находится в области так называемой «снеговой линии». Так называют условную границу, которая отделяет орбиты планет, на которых возможно существование водного, метанового или аммиачного инея. Считается, что на орбитах внутри снеговой линии формируются каменистые планеты, а снаружи — газовые гиганты. Все ранее обнаруженные экзопланеты находили на малых орбитах, очень далеко от снеговой линии. То, что среди них попадались и газовые гиганты, ученые интерпретировали как тенденцию миграции планет от мест своего образования к звезде. Поскольку Kepler-421b, по-видимому, находится сейчас на той же орбите, где он сформировался, это может быть аргументом против такой тенденции.

YyKtFrjw1fk1

Телескоп «Кеплер» занимался поиском экзопланет транзитивным методом. Такой способ подразумевает фиксацию периодических падений яркости по время прохода экзопланеты по диску наблюдаемой звезды. Диаметр планеты можно оценить по глубине пика яркости звезды, а эксцентриситет — по его форме.

c6XHRIHM7zk1

При использовании транзитного метода экзопланета должна оказаться на линии, соединяющей звезду и наблюдателя, поэтому, чем больше орбита, тем ниже вероятность обнаружения планеты. По расчетам авторов, для тела с орбитой Kepler-421b, эта вероятность не превышала 0,3 процента. Авторы полагают, что в уже известных системах может существовать множество экзопланет, подобных Kepler-421b, которые не видны просто из-за очень большой орбиты."Кеплер" проработал чуть более четырех лет — в начале 2014 года из-за поломки второго гироскопа сбор новых данных оказался невозможен.