Сегодня, 4 августа, семь лет назад к Марсу отправился аппарат «Феникс»

8YTF54AvdKE1

«Феникс» оснащен не колесами, а стойками и является стационарным аппаратом. Изображение: NASA/JPL/UA/Lockheed Martin.

«Феникс» — тот самый космический модуль со смешным совком, который впервые выделил воду из марсианского грунта. Многие помнят снятую им ключевую фотографию миссии — на ней показана небольшая канавка в рыхлом рыжем грунте, на дне которой виднеется белый лед.

lZWu syyTDQ1

Изображение: NASA/JPL/UA/Lockheed Martin

На самом деле «Феникс» снял множество фотографий вырытой им траншеи. На серии снимков можно видеть постепенное «таяние» льда в ходе сублимации. В дополнение к фотографиям, аппарату, несмотря на постоянные поломки, удалось исследовать собранный грунт в одной из специальных печей. Газы, выходящие из грунта в ходе нагревания, исследовались газовым анализатором, что позволило однозначно определить водную природу сфотографированного льда.

ui68mHq4WJE1

«Феникс» стал первым аппаратом, который был запущен в приполярную зону Красной планеты. Изображение: NASA/JPL/UA/Lockheed Martin

Обнаружение на Марсе воды ученые, естественно, встретили с воодушевлением. Но оно было смазано одновременной находкой большого число перхлоратов — солей хлорной кислоты. Перхлораты являются сильными окислителями и, в значительной концентрации, делают микробную жизнь невозможной. Вернуть надежду на ее обнаружение смог другой, гораздо более сложный и дорогой аппарат, «Кьюриосити». Он установил, что перхлораты распространены на Марсе далеко не везде, и во многих местах в прошлом существовали вполне «мягкие» условия, совместимые с существованием жизни.