Составлена рекордно подробная карта загадочных «пузырей Ферми»

EOe53iH5vY41

Ученые не смогли прояснить природу гигантских источников гамма-излучения в Млечном пути.

На фото: пузыри Ферми. Художественное изображение: NASA's Goddard Space Flight Center

Астрофизики Стенфордского университета на основе данных космического телескопа «Ферми» составили рекордно подробную карту гамма-излучения в Млечном пути. Наблюдение подтвердило существование открытых несколько лет назад «пузырей Ферми», но не смогло прояснить их происхождение. Работа принята к публикации в Astrophysical Journal, ее препринт можно найти на сайте arXiv.org, кратко о работе можно прочитать в пресс-релизе Университета.

Ученые показали, «пузыри Ферми», — две гантелеобразные зоны гамма-излучения, перпендикулярные плоскости нашей галактики, — имеют довольно четкую границу. Их размер составляет около 25 тысяч тысяч световых лет, на всем протяжении которых спектр излучения практически не меняется. Небольшие изменения видны только в ближайшей к центру галактики области, но они затрагивают не гамма- а микроволновый диапазон излучения.

Основой исследования стали наблюдения, которые в течение 50 месяцев проводились с помощью широкоугольного гамма-телескопа, установленного на борту космической обсерватории NASA «Ферми». Наиболее трудоемкая часть работы подразумевала удаление из собранных данных телескопа фонового излучения. По словам авторов, даже после тщательной «чистки фона», пузыри четко выделялись на полученной небесной карте.

«Пузыри Ферми» были открыты в 2011 году в ходе тщательного анализа высокоэнергетического космического излучения. Считается, что гамма-кванты в них возникают в результате столкновения фотонов с электронами высоких энергий. Источник этих электронов, однако, до сих пор не ясен. Существуют несколько гипотез об их природе, ни одна из которых не является общепризнанной. Так, по одной из версий, частицы разгоняются аккреционным диском сверхмассивной черной дыры, которая находится в центре нашей галактики (Стрелец *А). По другой гипотезе, эти электроны — реликт вспышки звездообразования в центре Млечного пути.