Астрономы нашли сменившего «профессию» коричневого карлика

XOqnGgc9KT01

Небесное тело миллиард лет было субзвездой, прежде чем стать планетой.

Международная группа астрономов обнаружила нового коричневого карлика с рекордно низкой температурой поверхности – не более 150 градусов Цельсия. Объект, находящийся на грани классификации между планетами и звездами, получил название WISE J0304—2705. Описание открытия приведено в препринте авторов.

В настоящий момент небесное тело по своим характеристикам больше напоминает планету, однако, по словам ученых, за свою историю, насчитывающую более миллиарда лет, WISE J0304—2705 успел побывать и субзвездой с температурой 2800 градусов Цельсия. Из-за малых размеров, WISE J0304—2705 было невозможно использовать водород в качестве топлива. Запас тяжелых элементов — лития, бора — исчерпался сравнительно быстро, что привело к неизбежному остыванию. Сейчас WISE J0304—2705 больше напоминает планету-газовый гигант наподобии Юпитера.

Объект находится в созвездии Печи в южном полушарии на расстоянии от 33 до 55 световых лет от Земли. На данный момент это одна из самых холодных открытых субзвезд.

v2daw eP- I1

Сравнение типичных размеров звезд, коричневых карликов и планет-гигантов. Изображение:NASA/JPL-Caltech/UCB

В работе ученые использовали сигналы с 4 телескопов: космической обсерватории WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer), 8-метрового Южного близнеца на Гавайах, 6,5-метрового Магеллана и 3,6-метрового телескопа Южной Европейской обсерватории. Из наземных телескопов первые два входят в топ-15 крупнейших телескопов мира, а третий — в топ-50. Обсерватория WISE исследует космическое пространство в инфракрасном диапазоне, ее чувствительности достаточно даже для наблюдения таких холодных тел, как коричневые карлики.