Астрономы увидели сжатие короны сверхмассивной черной дыры

inzW9M6Abmk1

Ученые пока не знают, обратимо ли это явление и какова его природа.

На фото: окрестности черной дыры в представлении художника. Корона заметна по белому свечению, которое символизирует ее рентгеновское излучение. Приведенная спиральная форма короны является предположением. Изображение: NASA-JPL / Caltech

Астрофизики из Великобритании, Испании, Италии и Германии обнаружили, что корона сверхмассивной черной дыры Маркарян 335 (Mrk 335) за несколько дней претерпела сильное сжатие, природа которого пока не ясна. Свои наблюдения ученые излагают в статье в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, кратко о работе можно прочитать на сайте Королевского Астрономического Общества.

Сверхмассивная черная дыра Mrk 335 (названная так в честь Вениамина Маркаряна) расположена в 324 миллионах световых лет от Земли в направлении созвездия Пегаса. Ее масса почти в 10 миллионов раз превышает массу Солнца при том, что диаметр дыры только в 30 раз больше.

Mrk 335 была известна в течение нескольких лет, однако сравнительно недавние наблюдения с помощью орбитального телескопа ТNASA Swift обнаружили резкий рост в интенсивности ее рентгеновского излучения (хотя сами черные дыры захватывают все попадающие за горизонт событий фотоны, свет может излучать разогретое вещество, находящееся около дыры).

Дальнейшие наблюдения с помощью более совершенного аппарата NuSTAR показали, что рост интенсивности излучения связан с миграцией короны Mrk 335 ближе к аккреционному диску. Рентгеновское излучение от короны при этом стало размытым из-за резко возросшего гравитационного воздействия дыры. Как показали последние наблюдения, корона так и не вернулась в исходное положение, и произойдет ли это в дальнейшем, ученые сказать не могут.

Короной (по аналогии с короной Солнца и других звезд) называют область в окрестности дыры, где присутствует большое количество заряженных высокоэнергетических частиц. Благодаря этому корона, так же как джеты и аккреционный диск, может быть источником излучения. Механизм образования короны в случае черных дыр пока неясен.

Сверхмассивные черные дыры вроде Mrk 335 существуют в центре всех достаточно хорошо изученных галактик. Во Млечном Пути эту роль выполняет Стрелец A*. Считается, что сверхмассивные черные дыры имели принципиально важное значение при образовании галактик.