В атмосфере коричневого карлика нашли следы водных облаков

SoDlScsdTjE1

Объект расположен всего в семи световых годах от Земли.

На фото: Коричневый карлик в представлении художника. Изображение: ROB GIZIS, CUNY BMCC

Астрономы из Института Карнеги обнаружили следы водных облаков в атмосфере коричневого карлика WISE J0855—0714, расположенного всего в семи световых годах от Земли. Работа принята к публикации в The Astrophysical Journal Letters, ее препринт выложен в архиве Корнельского университета. Кратко результаты открытия пересказывает Science.

Исследование WISE J0855—0714 в инфракрасном диапазоне проводилось в обсерватории Лас-Кампанас в Чили. Анализ спектра карлика ученые совместили с моделированием поведения его атмосферы. Оказалось, что с очень высокой вероятностью на поверхности «недозвезды» присутствуют облака, составленные из частиц водного льда и кристаллов сульфида натрия. Причем площадь облаков закрывает не всю, а примерно половину поверхности WISE J0855—0714.

Коричневый карлик, ставший объектом исследования, близок к Юпитеру своим размером, но, в отличие от газового гиганта, имеет в 3-10 раз большую массу. Температура на его поверхности немного ниже ноля по Цельсию – это самый холодный из всех известных подобных объектов.

Коричневыми карликами называют промежуточные между звездами и планетами объекты, массы которых недостаточно для инициации термоядерного синтеза гелия из водорода. При этом коричневые карлики настолько массивны, что энергии, выделяющейся при их формировании, хватает на длительное поддержание относительно высокой температуры. Благодаря этому они испускают излучение в оптическом и инфракрасном диапазонах, хотя это излучение, особенно когда карлик довольно старый и холодный, очень тяжело зафиксировать.