Сегодня годовщина открытия одной из лун Сатурна

3444HhnkqwI1

28 августа 1789 года английский астроном Уильям Гершель открыл спутник Сатурна Энцелад.

Уильям Гершель родился в Ганновере, в семье очень бедного еврейского музыканта. Всего детей было 10. По примеру отца увлекся музыкой и в возрасте 17 лет, будучи гобоистом военного оркестра, был командирован в Англию. Там он через два года оставил военную службу и занялся преподаванием музыки, а также концертным распорядительством. В итоге обосновался в курортном городе Бат.

Интерес Гершеля к музыке перерос в любовь к математике, а оттуда к оптике и к астрономии. В 25 лет он оставил занятия музыкой и занялся постройкой телескопов. Денег на покупку дорогостоящих частей у него не было, поэтому шлифовать зеркала он стал сам.

Первыми работами Гершеля стали исследования двойных звезд. Он открыл множество таких объектов, выпустил три каталога (в 1782, 1784, 1821), где они были описаны и перечислены. Гершель первым предположил, что двойные звезды на самом деле образуют звездные системы, в центре которых они вращаются относительно общего центра масс.

Во время поиска двойных звезд Гершель совершил еще ряд открытий. Одним из наиболее известных является Уран, который был обнаружен и характеризован как планета в 1781 году, при участии астронома Российской академии наук Андрея Ивановича Лекселя (по рождению шведа — Андерса Иогана Лекселя). Вновь открытая планета была вначале названа Georgium Sidus — «Звездой Георга» в честь короля Англии. Однако название не прижилось, во многом потому, что во Франции, например, имени английского короля старались всячески избегать, поэтому там новую планету называли просто Гершель.

За открытие новой планеты (и, по-видимому, за необычное ее название) Гершелю в 1782 году было пожаловано звание королевского астронома. Новые доходы позволили ему пригласить к себе в Англию свою сестру Каролину, которая потом помогала ему в работе. Вслед за открытием Урана Гершель изучал глубокий космос. Им было открыто порядка 2400 небул, которые были описаны и тщательно каталогизированы. Многие из них впоследствии оказались галактиками.

Во всех работах Гершель использовал телескопы своего собственного производства. За свою жизнь он построил их более 400, часть на продажу, но немалую долю для собственной работы. Самый большой свой телескоп он построил в период с 1785 по 1789 года. Телескоп получил название «большой 40-футовый» из-за фокусного расстояния в 40,5 футов (12 метров). Диаметр главного зеркала составлял 120 сантиметров. На тот момент это был самый большой из построенных телескопов, и в этом статусе он продержался 50 лет. Конструкция телескопа отличалась от традиционной ньютоновской, поэтому получила название «гершельский телескоп».

TDXNCmL2mJE1

40-футовый телескоп Уильяма Гершеля

При помощи нового гигантского телескопа Гершель в первый же день наблюдений, 28 августа 1789 года, обнаружил новый спутник Сатурна — Энцелад. Еще один — Мимас — был открыт 17 сентября того же года. В настоящее время эти небесные тела известны как шестая и седьмая луны Сатурна.

mpbTuLy9CNA1

Вид на Энцелад, снятый аппаратом «Вояджер-2». Изображение: NASA/JPL/USGS

Будучи выдающимся астрономом, Гершель проявлял интерес и к другим областям физики, в частности, разумеется, оптике. Он осуществил первое экспериментальное наблюдение инфракрасного света. Для этого он разложил видимый свет через призму и показал, что термометр, поднесенный к призме дальше видимой красной полосы, регистрирует повышение температуры, что означает, что в свете есть невидимый глазом компонент, переносящий тепло.

Именем Гершеля была названа космическая обсерватория, которая раньше называлась FIRST (Far Infrared and Submillimetre Telescope). Спутник был запущен 14 мая 2009 года, в настоящий момент он завершил свою научную миссию и с 17 июня 2013 года находится на гелиостационарной орбите.