В космосе обнаружены фуллерены (углеродные «шарики»), формирующие твердые частицы

bokiballОбъект, которому посвящено это сообщение, находится далеко за пределами наших «101325 Паскалей» — в 6500 световых годах от Земли. Космический телескоп Spitzer, запущенный NASA в 2003 году, фактически находится «на пенсии» — после того, как в 2009 году на его борту закончился запас хладагента, необходимого для работы приборов, NASA объявила о завершении его основной миссии.

Космический телескоп Spitzer, запущенный NASA в 2003 году, фактически находится «на пенсии» — после того, как в 2009 году на его борту закончился запас хладагента, необходимого для работы приборов, NASA объявила о завершении его основной миссии. Однако часть оборудования продолжает работать, и недавно «пенсионер» совершил любопытную находку: фуллерены, образующие твердые частицы. Ранее астрономы отмечали присутствие в космосе только одиночных фуллеренов (в газообразном состоянии).
Фуллерены (или бакиболы) — одна из аллотропных форм углерода, представляющая из себя «мячик», похожий на футбольный: 60 атомов углерода соединяются в шестиугольники, охватывающие сферу. На Земле они интересны с точки зрения необычных физико-химических свойств и широких возможностй их применения для очистки воды, создания медикаментов, сверхпроводящих материалов и брони.
В космосе фуллерены были впервые обнаружены тем же телескопом в 2010 году. Впоследствии  Spitzer фиксировал их присутствие неоднократно — однажды даже нашел огромное «фуллереновое скопление», по массе превышающее 15 наших Лун, в Малом Магеллановом облаке. Но все это были шарики-одиночки. Теперь же выявлены частицы (крошечные, в несколько раз тоньше человеческого волоса), состоящие из многих фуллеренов, которые складываются один к одному, как апельсины в ящике:
«Астрономы взволнованы открытием бакиболов в космосе, потому что нечто подобное мы искали уже почти 25 лет, — говорит Жан Ками (Jan Cami) из университета Огайо. — В первую очередь, потому что бакиболы — наиболее стабильные и прочные молекулы во Вселенной. Поэтому они идеальные кандидаты на выживание в межзвездной среде».