Звёзды представили астрономам грандиозное космическое шоу

5P30RaeVBJY1

В Европейской южной обсерватории получили новые снимки процесса звездообразования.

На фото: Области звёздообразования в южной части Млечного Пути. Изображение: ESO, 2014

Астрономы из Европейской южной обсерватории Ла-Силья в Чили (ESO) получили с помощью широкоугольной 67-мегапиксельной камеры (The Wide Field Imager) снимки двух регионов интенсивного звёздообразования в южной части Млечного Пути. Коротко об этом сообщает сайт обсерватории.

На первом снимке изображено звездное скопление NGC3603. Оно находится на расстоянии в 20 тысяч световых лет от Земли в спиральном рукаве Стрельца-Киля и известно своей яркостью и большой концентрацией массивных звёзд, которой в нашей галактике больше нигде не наблюдается. В самом её центре расположена система звёзд Вольфа-Райе с массой в 20 солнц. Это довольно поздняя стадия эволюции звёзд, когда водород в них практически выгорел. Они выбрасывают гигантские количества вещества в окружающее пространство, порождая звёздный ветер.

dbTRF9KFYVE1

Изображение: ESO, 2014

Также NGC3603 — это зона активного звёздообразования. Молодые горячие голубовато-белые звезды постепенно разгораются, а порождаемое ими ультрафиолетовое излучение ионизирует окружающее водородное облако и сметает пылевой кокон вокруг. В телескопе такие области, названные астрономами H II, выглядят чрезвычайно эффектно. Их размеры могут достигать нескольких сотен световых лет. Область H II вокруг NGC3603 — самая крупная в нашей галактике.

Честь открытия скопления NGC3603 принадлежит Джону Гершелю, впервые пронаблюдавшему его 14 марта 1834 года под Кейптауном. Гершель полагал, что NGC3603 — это шаровое звёздное скопление, однако позже выяснилось, что это, наоборот, молодое рассеянное скопление, одно из самых густонаселённых.

RB5NxXyhDpE1

На второй фотографии можно видеть туманность NGC3576. Если наблюдать ее с Земли, то кажется, что она находится почти вплотную к NGC3603, но на самом деле расстояние до нее всего 9 тысяч световых лет. В NGC3576 выделяются два больших криволинейных объекта, напоминающих по форме бараньи рога. Столь причудливые очертания возникли под влиянием звездного ветра, исходящего от молодых звезд в центре туманности. Он разгоняет пыль и ионизированные газы на сотню световых лет вокруг.

Две темные компактные области в верхней части тумана — это глобулы, образовавшиеся из-за флуктуации плотности межзвёздной среды. Есть вероятность, что они могут стать потенциальной колыбелью для новых молодых звёзд. NGC3576 также открыта Гершелем в 1834 году, необычайно удачном для английского астронома.

Европейская южная обсерватория регулярно получает интереснейшие снимки космического пространства с наблюдательных пунктов в чилийской пустыне Атакама — местечках Ла-Силья, Паранал и Чахнантор, — используя, в том числе, Очень большой телескоп (The Very Large Telescope, VLT) и крупнейший инструмент для обзора неба в видимом свете — Обзорный телескоп (Survey Telescope, VLT).