На Европе обнаружили тектонику плит

ZZmOSAP-rag1

На спутнике Юпитера Европе обнаружили зоны субдукции.

На фото: Колоризированное изображение части северного полушария Европы, где, предположительно, находятся зоны субдукции. Изображение: NASA/JPL/University of Arizona

Геологи и физики из Университета Айдахо и Университета Джонса Хопкинса обнаружили следы субдукции на спутнике Юпитера Европе. По мнению ученых, ледяная оболочка Европы может обновляться посредством погружения старой ледяной корки в области более теплого подкоркового льда, где она «переплавляется», а потом выбрасывается в виде криолавы на поверхность. Статья ученых опубликована в Nature Geoscience.

Ученые проанализировали множество снимков Европы, полученных с 1995 по 2003 годы при помощи «Галилео» — автоматического космического аппарата NASA для изучения Юпитера и его спутников. В общей сложности авторы исследовали и реконструировали геологические особенности поверхности площадью в 134 тысячи квадратных километров.

Геофизики обнаружили свидетельства того, что один из участков поверхности Европы — линейно протяжённая зона площадью в 20 тысяч квадратных километров — исчезла, погрузившись, по всей видимости, под две крупные ледяные плиты. На Земле области такого рода называют зонами  субдукции. Вдоль них происходит погружение одних блоков земной коры под другие. Долгое время считалось, что подобная тектоника — явление, уникальное для Земли и не встречающееся среди остальных планет и спутников Солнечной системы.

1fhqNwPv9Qs1

Концептуальная модель субдукции на Европе. Изображение: Simon A. Kattenhorn & Louise M. Prockter, 2014

По мнению авторов статьи, Европа имеет схожее с земным строение ледяной поверхности. Ледяной щит Европы состоит из множества подвижных, хрупких плит, напоминающих литосферные плиты на Земле. Под ними располагается область более теплого, конвектирующего льда, по своему геофизическому поведению близкого к земной верхней мантии.

Плиты периодически уходят одна под другую, старый лед тает и смешивается с теплым льдом, а затем вновь выбрасывается на поверхность в виде криолавы. За счет этого поверхность Европы постоянно обновляется и изменяется. Альтернативное объяснение гладкости и «молодости» Европы — существование на спутнике подледного океана.

hb89nLwxqWc1

Крупный план области, напоминающей срединно-океанический хребет и зону спрединга на Европе. Изображение: NASA/JPL

Европа — это одна из четырех крупнейших лун Юпитера. Наличие на спутнике гипотетического океана, лежащего глубоко подо льдом, давало почву для многих экзобиологических спекуляций по поводу потенциального наличия там микроорганизмов. Новая гипотеза тектоники ледяных плит Европы скорее говорит против такой возможности.